Где заканчивается выдумка и начинается легенда

Открываю воспоминания Ли Радзвилл «Счастливые времена». Невольно ожидаешь, что сестра знаменитой Джеки будет писать о том, каково это – жить в тени сестры, о женщинах JFK и его убийстве, о деньгах Онассиса, правда же?

Ли в предисловии к книге говорит о том, что она собирается писать о счастливых временах: о поездках, покупках, интерьере домов, приеме гостей, рождественских праздниках, знаменитых политиках и художниках, с которыми она встречалась. И ни слова о семейных трагедиях. Потому что ее выбор – это помнить только хорошее.

Например, глава о жизни на Пятой Авеню начинается фразой «В 1964 году Джеки переехала в Нью Йорк…» Ничего похожего на «после того как убили мужа, Джеки перестала быть первой леди, ей нужно было где-нибудь жить дальше….»

Просто: Джеки переехала в Нью Йорк. В книге очень много фотографий: интерьеры, вечеринки, друзья на отдыхе, катание на слонах в Индии, детские праздники на Рождество. Словом, никаких трагедий.

Означает ли это притворство? Манипуляции с правдой? Самозащиту? Я думаю, что нет, нет и нет.

Я думаю, что счастливые времена и есть правда.

Коко Шанель, например, тоже всю жизнь творила легенду, приуменьшала на десять-двадцать лет свой возраст, выдумывала себе родителей, родственников и любовников, все время изменяла воспоминания и никогда не слышала неудобных вопросов, и не отвечала на них. И в самом деле, какое нам дело была ли она сирота или нет, выросла ли в приюте, уехал ли ее отец в Америку, собирались ли на ней жениться ее любовники, в каких отношениях она была с фашистской администрацией во время оккупации Парижа, сколько у нее было денег? Мне лично никакого дела до этого нет. Мне есть дело до того, что Шанель придумала свои костюмы и шляпы, ввела моду на черный цвет и жемчуг, верила в независимость женщин и в то, что женщина должна и обязана творить свой неповторимый стиль всю жизнь. Даже если сотворение индивидуального стиля подразумевает кое-какие поправки в биографии.

Хоть я и не знаменитость, я тоже сознательно избавляюсь от негатива и невзначай забываю все, что не оставило в моей душе любви и тепла. Моя жизнь состоит, конечно, не только из походов по магазинам, новой косметики, салонов и дружеских вечеринок, так же как моя работа состоит не только из прогулок по нарядным улицам или осмотру достопримечательностей на полках duty-free. Когда я случайно вспоминаю, например, о своем первом институте или скоропостижном первом замужестве длинною в несколько месяцев, то мне даже кажется, что это было не со мной. Понятия не имею, где мы познакомились с первым мужем и как это было. Совсем не помню, как и где мы впервые переспали или когда у него день рождения. Я знаю, что ходила по захолустным улицам и заплеванным подъездам некоего заполярного городка, где зима длится 9 месяцев, где был один магазин с одеждой на весь город (правда, может, остальных я тоже не помню?), слушала типичную школьную белиберду. Наверное. Только я этого не помню. Не помню ни слова с уроков физики, не помню запахов подъезда, не помню, какого цвета были дом или школа, даже имен и лиц одноклассников почти не помню, за исключением тех, с кем я близко дружила. Я не помню, чтобы мои дети когда-нибудь плакали ночью. По-моему, они вообще не плакали и ничем не болели. (Андрей тоже не помнит.) Вопросы докторов о том, чем болели я или дети ставят меня в тупик. Ну убейте меня – не знаю. И знать не желаю.

Зато я прекрасно помню все самые счастливые моменты – с датами, именами, подробностями, запахами, вкусами и настроениями. Помню, что мы ели и что шло по телевизору, когда я первый раз встречала Новый Год с подружками и без родителей, как были одеты, как смеялись; помню, какие устраивали провокации и розыгрыши в пединституте, какие существовали способы списывать и как мы радовались своей выдумке и сообразительности.

Хорошо и связно я начинаю себя помнить только с тех пор, как начала жить отдельно, работать и поступать по-своему. Помню, как покупала первый телевизор, как пошла на первое интервью, как сдавала экзамены в Финэке, первый журнал «Космополитан», первые настоящие туфли (Габор, из змеиной кожи, куплены в Питерском Пассаже).

Так вот, будет ли считаться неправдой вычеркивание неприятных эпизодов из биографии и даже из ЖЖ? Одно дело – поделиться проблемами, спросить совета, пережить неприятности и оставить их в прошлом, а другое дело – бесконечно жаловаться на судьбу. Говорят, что умные банки кредит дают только тем клиентам, кто в общем-то и своими средствами бы прекрасно обошелся. Так вот, сочувствие и соучастие вызывают в основном те, кто и сам бы справился.

Лет десять назад я читала биографию Ницше, со всеми подробностями описывающую злоключения и перипетии этого чудака. Так он помешался на самоконтроле, что вконец спятил. Так вот, вряд ли я в ближайшем будущем захочу перечитать эту книгу. Потому что она, может, и скрупулезно правдивая, но совершенно не добрая и не светлая. А Ли Радзвилл можно открывать с любой страницы, рассматривать фотографии, читать короткие веселые и значительные диалоги – просто для настроения.

Я люблю читать о превратностях судьбы сильных людей, потому что знаешь, что все закончится хорошо.

И еще немного о счастливых находках прошлой субботы на просторах славного города Дюссельдорфа.

Салон, специализирующийся на эпиляциях, Senzera.
Замечательное место, очень профессиональное и недорогое. Например, незабвенное бразильское бикини в Хельсинки стоит 80 евро, а тут всего 30.

В косметическом отделе галереи Sevens, что на Königsallee, найдена косметика и средства для ванны Jo Malone!!! Там же на втором этаже несколько интерьерных салонов и картинная галерея с невероятными панорамами Нью Йорка.

Маникюрный салон на Bahnstrasse Fresh Nails: замечательные мастера французского маникюра и спа-педикюра.

Там же рядом с одной стороны магазин итальянской обуви, а с другой японский чайный дом.

Салон итальянской мебели на Steinstrasse, там продается любимая мною B&B, там же по соседству магазинчик Adolfo Dominguez, как раз напротив выхода из Kö-Галереи.

This entry was posted in по-русски and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

