Martha Stewart

Марта родилась в бедной многодетной семье польских иммигрантов.  Отец, хотя и не лишенный некоторой харизматичности и артистизма, пьянствовал безбожно  и держал семью в страхе, мать слепо подчинялась и плакала по углам. Марта не была  особенно ярким ребенком, все вспоминают ее как тихую, послушную и исполнительную девочку. Марта  не была победительницей  школьных конкурсов или якрой звездой школьного небосклона, зато она хорошо училась  и участвовала  во всевозможных школьных комитетах и инициативах, что позволило ей украсить свое резюме и попасть в довольно-таки престижный колледж.  На карманные деньги Марта подрабатывала манекенщицей в Нью-Йоркских  универмагах.

Зато в колледже Марта развернулась:  она активно работала манекенщицей, была завсегдатаем модных тусовок, на втором курсе  журнал Glamour  объявил Марту самой стильно одетой студенткой. Модельная карьера Марты одно время шла в гору, но  неожиданно закончилась замужеством и вскоре рождением дочери.  Муж Марты хоть и был выпускником Йеля и работал юристом в консалтинговой компании, но не мог удовлетворить амбициозных запросов Марты, поэтому ей пришлось взять судьбу за хвост, по-быстрому сдать экзамен на право работать на фондовом рынке и пойти торговать акциями. Это были середина- конец 60-х, на акциях не пытался играть только ленивый.  Работа Марты сводилась к тому, чтобы уговаривать клиентов покупать акции, предлагаемые их фирмой. Фирма, кстати, была маленькая и с очень сомнительной репутацией,  но таких было 2/3 на рынке того времени. Так прошло около пяти лет, Марта и ее муж накопили с грехом пополам на старый полуразваленный дом в Коннектикуте, фондовый рынок рухнул, клиенты потеряли много денег, Марта уволилась с работы и переехала в идиллическую сабурбию. Там они с мужем практически с нуля своими руками перестраивали дом. Именно в  то время считается, что таланты Марты в  домоводстве и кулинарии раскрылись  и заявили о себе.

Марта, судя по отзывам, ужасно неприятный человек, настоящий маньяк-эгоцентрист, жадина и control freak.  Ей вечно мало. Она вечно недовольна. У нее нет друзей, а старых друзей она немилосердно использовала и бесчеловечно “кидала”.  При этом у нее точно есть дар – и дар этот, как мне кажется,  чувствовать потребности времени, создавать иллюзии, внушать женщинам, что  счастье есть и что оно легко достижимо.

Некоторые исследователи и биографы Марты считают, что в ней есть  детская мечта – создать мир, которого у нее не было в детстве. Некоторые эстеты даже утверждают, что вкус Марты – это не вкус рафинированного человека, а  представления бедной девочки о том, как должен выглядеть мир богатых. Но так или иначе, похоже, что точно такой же вкус разделяют миллионы.

Вернемся в начало семидесятых. Марта решила создать в своем  округе компанию по доставке готовых обедов и организации вечеринок. Ее услуги моментально  стали популярны, ее сервис был безупречен, еда восхитительна. Марта всегда ориентировалась на людей с деньгами, ей хотелось создать нечто изысканное, например, каждая корпоративная вечеринка или свадьба, которую она организовывала, имели “тему”, включали в себя тематические декорации, тематические выступления артистов, тематические  подарки. Это был маленький спектакль.  Компания Марты стала все более и более популярной, о ней писали журналы, к ней буквально выстраивалась очередь. Помимо организации праздников Марта также занялась продажей выпечки и закусок – на входе в городской универмаг. Эту идею потом масштабно скопировала компания Старбакс, которая изначально разместила свои кофейни при сети известных книжных магазинов Barnes&Noble.

Потом Марта решила написать книгу рецептов. Книга называлась Entertaining и вышла в свет в начале 80-х.  Это была не просто книга рецептов, это была  романтизированная и ретушированная биография Марты –  и одновременно сборник  идей о том, как  должны жить счастливые люди, как это здорово просыпаться каждый день  в красивой кровати, вдыхать запах свежесорванных цветов, ступать босиком по деревянному полу, завтракать за красиво сервированным столом,  готовить детям в школу затейливые завтраки, придумывать чем  порадовать пришедшего с работы мужа, о чем разговаривать с гостями …   Марта ненавязчиво рассказывает о том, как она мечтала в детстве и как осуществила свои детские мечты в реальности и как она теперь счастлива.  Надо признать, что все это было насквозь выдуманное, собственной домашней идиллии у Марты не было никогда. Вернее, у нее был красивый дом и божественная кухня, но счастливых людей в этом доме никто не видел, как утверждают биографы. Один критик обозвал Мартину книгу “The art of showing off”, я думаю, что он был недалек от истины.

Потом Марта заключила сделку с сетью американских универмагов Кmart, согласившись рекламировать их товары для дома, выпустила еще несколько книг – о том, как организовать незабываемую свадьбу, как отремонтировать дом, как готовить десерты… Все ее книги раскупались, как горячие пирожки. Потом Марта решила издать собственный журнал – имени себя –  Martha Stewart Living. Тогда еще не было журнала Опры, и вообще не было опыта журнала, от корки до корки посвященного одному единственному человеку. Никто не верил, что миллионам читателей будет интересно из месяца в месяц видеть одно и то же лицо.  (Они наверное никогда не смотрели Даллас и прочих многолетних сериалов, глупцы наивные…). Журнал тоже стал бестселлером. Потом появилось именное телешоу Марты, многие компании выпускали линии “от Марты”…

Словом,  постепенно Марта  стала биллионером и одной из самых влиятельных женщин Америки.  Даже тюремное заключение на несколько месяцев не сильно ей повредило. Самое главное правило – что бы Марта ни продавала и ни рекламировала, это всегда от первого лица, она всегда как будто предлагает людям то, что одобряет сама, чему сама находит место в своем мире… И люди верят. Марта даже из тюрьмы умудрилась написать гламурный журнал – вы только почитайте заголовки!!!
Самое удивительное, что я попробовала штук десять рецептов из книги Марты – и все они сработали, как она и обещала – быстро, вкусно и некалорийно. Если даже такой бездарный домовод как я справился – рецептам можно верить.

Потом на ее сайте я нашла советы, как  устроить Baby Shower – оказалось очень занятно.
Похоже, она действительно знает, что делает.  Биографы сходятся во мнении, что феномен Марты отвечает современым перфекционистским запросам женщин.  Это началось примерно в 80-х годах. Глянцевые журналы заявили о том, что гламур можно разложить на кусочки и приобрести по частям. У тебя пока  нет пальто Шанель, но ты можешь себе позволить тушь Шанель.  И так далее. Гламур можно приблизить, постепенно добавляя в свою жизнь один за одним кубиком из гламурного лего. Марта сделала то же самое с домоводством. Начните с малого – испеките один безупречный пирог. Потом заведите привычку держать на  обеденном столе цветы и красиво оформлять спальню.  Потом посадите розовый куст под окном.  Et cetera. Миллионы женщин всегда знали, как важны разные детали, но когда Марта объявила это со страниц своих книг и журналов, это как будто стало совсем очевидным.

Я не стремлюсь быть поварихой от бога или безупречной домохозяйкой, более того, я вообще не люблю домоводство, но как и любая современная женщина, я хочу иметь красивую легкодоступную еду на столе и иллюзию гармонии и порядка  в доме. Поэтому получается,  что советы Марты как раз для таких, как я.

Мне кажется – это ее unique selling point, как говорят у нас в бизнес школе.

Advertisements
This entry was posted in books, по-русски and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s