Emerson

Эмерсон в Китае.

До того, как рассказать о лекциях, расскажу прикол. Все наши лекторы так или иначе вначале лекции говорили о том,  что либо их презентацию можно скачать там-то и там-то, либо данные конфеденциальны.    Я не обратила на это внимания, пока в конце дня профессор по китайской бизнес-этике не сообщил нам, что в Китае это норма. Если не сообщить слушателям статус презентации вначале,  то в конце лекции перед тобой выстроится очередь из слушателей с USB-стиками, желающих скопировать презентацию. Никогда бы не подумала.

Кстати, даже в Гонконге реально ощущается китайская цензура интернета. Многие ссылки на публикации, которые мы сохранили для работы над проектами, тут не открываются. Так-то.

Вчерашний день мы провели с удивительным лектором. Его зовут Питер Ям, он много лет возглавлял операции корпорации Эмерсон в Китае. Вот тут о нем можно почитать.

Меня впечатлила история.
В конце 70-х в Китае заканчивалась так называемая культурная революция. Когда умер Мао, то  многих правителей после него объявляли по очереди врагами народа,  вера в коммунистическую партию угасла, и регионы начали  объявлять себя автономными друг за дружкой. В стране царили  бардак, голод и парад суверенитетов.  Чтобы хоть как-то дать людям работу, китайские правители того времени решили ослабить  экономическую блокаду Китая и впустить иностранных инвесторов.  Но впускать инвесторов просто так боялись, поэтому китайское правительство  предлагало крупным компаниям  купить их самые современные технологии за единовременное вознаграждение, с тем, чтобы потом сами китайцы строили у себя предприятия и производили для внутреннего рынка автомобили, телевизоры, холодильники, кондиционеры и всякие прочие машины для производства машин.

Перед корпорацией Эмерсон в 1979 году стояла дилемма.  Они могут продать свои технологии китайцам в надежде, что в будущем это поможет им выйти на китайский рынок. Но: они не смогут контролировать качество продукции, производимой по их технологиям, они не будут получать прибыль от продаж, они не знают, в какие руки эти технологии попадут, они ничего не будут знать о своих клиентах и уж конечно никак не смогут контролировать цены на "свою" продукцию в Китае. Ни о каких правах на интеллектуальную собственность или роялти речь даже и не шла в то время. Это было  предложение "take or leave", так как китайское правительство не готово было обсуждать никакие условия, да и кто в то время мог обеспечить, что хоть какие-то условия будут выполнены? Тем не менее, Эмерсон пошел на риск и продал китайцам свои технологии на 11 разных продуктов. Естественно, все их кошмарные сны сбылись.  Рынок коммунистического блока наводнили дешевые подделки, отдаленно напоминающие продукцию Эмерсон.   Многие другие американские и европейские компании, например, GE и немецкие автопроизводители, отказались работать с китайцами в то время на таких условиях. Но Эмерсон   несмотря на все "контра" и сильную потерю деловой репутации заработал один большой плюс – китайцы решили, что с ними можно иметь дело. Поэтому когда  впоследствие возникала в чем-то нужда, то к руководству Эмерсон обращались в первую очередь.

 В конце 80-х годов китайцы решили открыть свой внутренний рынок еще шире, придумали свободные экономические зоны и начали приглашать иностранные компании открывать совместные предприятия,  чтобы налаживать массовое производство в Китае уже под иностранным руководством. Тогда перед Эмерсоном встали другие проблемы:
– Производить ли продукцию в Китае только для Китая или для всего мира?
– Захотят ли такие клиенты Эмерсона, как   IBM или HP, покупать  продукцию, произведенную китайцами в Китае? Как обеспечить качество продукции и убедить  клиентов, что это качество такое же, как и у товаров, сделанных в Америке?

Кроме того, китайцы сильно пытались надавить на руководство Эмерсона, что для китайского производства нужно снизить стандарты качества и упростить технологию, например, отменив многие меры безопасности. Иначе продукция получалась бы для китайского рынка слишком дорогая, более того, китайское правительство настаивало, что нужно использовать как можно больше ручного труда в производстве, чтобы занять людей. Облегчение ручного труда  не входило в их интересы. Именно тогда впервые у руководства Эмерсона появилась возможность выбирать, вести переговоры, что-то доказывать китайским партнерам. Они решили остаться премиум – брэндом, не снижать качество и не изменять технологию. Другие партнеры китайцев решали все эти вопросы по-своему.

Питер Ям предупредил нас, что все эти  дилеммы до сих пор актуальны, всем партнерам китайского правительства придется делать подобный выбор. Кроме того, Питер рассказал, что сейчас многие китайские регионы конкурируют за иностранные инвестиции, поэтому когда кто-то собирается открывать завод в Китае, то имеет смысл  разговаривать с руководством нескольких регионов сразу и торговаться;  он предупредил нас, что китайские региональные лидеры попытаются убедить строить производство именно у них, обещая закрывать глаза на соблюдение экологического законодательства или не настаивая на соблюдении условий безопасности труда.  Оказывается, у китайских регионов есть право применять или не применять многие федеральные законы, но в этом всегда есть риск, так как никогда не знаешь, кого Пекин решит наказать в следующий раз. Если соблюдать все законы, строить все очистные сооружения, платить минимальную  гарантированную зарплату и все налоги, то продукция, сделанная в Китае, окажется гораздо дороже, чем у конкурентов, особенно у местных китайских производителей. Если  пойти на компромиссы, то можно серьезно повредить имидж, бренд и даже ввязаться в политический скандал.  Так что не все так просто.

Advertisements
This entry was posted in по-русски and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s