MBA reunion & how to stay happy

 

МВА – реюнион прошел очень эмоционально. Гвоздем программы была встреча с новым деканом и обсуждение МВА рейтингов. Вечерняя программа  в баре Новотеля состояла из подсчета детей, родившихся в нашем классе за последние 3 года (то есть за 2 года учебы и один после), а также в получении добрых советов  о том, как преуспеть на новой работе и выбросить из головы старую. Субботние лекции так ини иначе вращались вокруг европейского долгового кризиса.

Теперь по порядку. Однокурсники не изменились совсем,  ну просто ни капельки – стиль, одежда, манеры, все  по-старому. Вот ведь удивительно: в школе за 3 месяца летних каникул одноклассники часто менялись до неузнаваемости. Почти все сменили работу внутри своих компаний, некоторые перешли в другие функции, некоторые повысились. Пятеро ушли со своих работ и открыли собственный бизнес.

Один из самых вдумчивых и слегка дотошных ребят получил удивительную новую работу, уйдя из Роллс-Ройса: он пришел в небольшую айти компанию, и его задача сводится к тому, чтобы за 2-3 года подготовить эту к компанию к тому, чтобы за ее акции  какая-нибудь акула капитализма (Sun или IВМ, например) выложила кругленькую сумму.

Детей, родившихся в нашем классе за последние 3 года, насчитали более 60 на 100 человек в классе, потом просто сбились со счета. И это при том, что у многих это были не первые и не последние дети. Так что те, кто  ссылается на демографический кризис, пусть пойдут в лес.

По поводу рейтингов спорили долго. Это не секрет, что RSM  проигрывает другим ведущим европейским школам по параметру прироста зарплаты после окончания. Предположим,  сложно поспорить с тем, что две ведущие испанские школы  получают очень высокие рейтинги потому, что набирают значительный процент детей олигархов  и политиков из Латинской Америки, которые приезжают, имея в резюме очень низкую стартовую зарптату, а потом  возвращаются в родные пенаты на высокие должности. Не секрет также, что в RSM очень мало банкиров и консультантов – по сравнению с французскими школами и LBS.  RSM всегда позиционировала себя, как школа, где можно поддерживать более или менее разумный work-life balance во время учебы, где упор делается на трансформацию опыта и восприятия, на построение более гармоничной личности.  При поступлении все эти театральные фразы о transformational experience я воспринимала как пустую риторику и пропускала мимо ушей.   Сейчас стало совершенно ясно, что так оно и было: у нас в классе очень много тех, кто никак не собирается делать корпоративную карьеру: священник, несколько врачей, с десятов предпринимателей, издатель, писатель, ученые, военный… Только половина класса состоит из традиционных корпоративно-ориенторованных карьеристов.  Декан рассуждал о том, что школе нужно лучше и четче дифференцироваться и найти свою нишу.

Мы провели эксперимент в классе. Эксперимент называется “пять почему”. Тебе задают вопрос,  почему ты решил делать МВА. И  цепочка из “почему” выглядела примерно так:
– Я решил делать МВА, чтобы перейти на следующую ступень карьеры и больше зарабатывать…
– Почему?
– Потому что на нынешней ступени я достиг потолка, мне было скучно, я не видел перспектив…
– И почему это было плохо?
– Потому что я хотел больше самореализации, независимости, возможности видеть результаты своего труда,  делать то, что мне нравится…
– Почему тебе так важно получить самореализацию, видеть результаты труда и все остальное?

Последним ответом почти у всех групп было  (мы не сговаривались) – чтобы быть более счастливым. То есть так или иначе, когда отвечающий доходит до ответа, что “вот это делает меня счастливым”, то больше уже спросить нечего.

Проблема только в том, что люди часто очень плохо могут предсказать заранее, что сделает их счастливыми, а что нет. Или  по-другому: что-то делает нас счастливыми, но ненадолго, а потом  опять появляются какие-то причины для недовольства.  В этой связи наш профессор по социологии и поведению организаций как раз и предложил семенар о том, что делает людей счастливыми, какие исследования проводились в этом направлении, и к каким выводам пришли.
Исследования были самые разные: от дневниковых записей сиделки, которая ухаживала за умирающими и выслушивала, о чем они больше всего жалеют в жизни, и до  life satisfaction index.

Оказалось, что  результаты разных исследований пришли к достаточно совпадающим по своей сути советам. После некоторых дебатов, мы составили свой лист того, как продлить состояние счастливости, например,  после промоушена или другого исполнения большой мечты.

1. Сократить коммьют или  иначе оптимизировать траффик между домом и работой.
2. Тратить большую часть  “новых” доходов  и неожиданных бонусов ни на вещи и даже ни на ипотеку, а на experiences, то есть поездки, концерты, учебу, тренинги или спортивные эксперименты.
3. Минимизировать общение с неприятными людьми (соседи, противные коллеги, навязчивые члены семьи) и максимизировать общение  с приятными людьми, особенно не терять из виду и поддерживать контакты с приятными коллегами, одноклассниками и бывшими соседями, которых всегда здорово видеть.
4. Научиться выбрасывать из головы неприятности. Особенно это касается случаев, когда кажется, что с нами поступили несправедливо, а отомстить никак не получится. Иногда пcихология играет с нами злую шутку: мы не можем забыть или простить какую-то несправедливость,  отомстить возможности нет, но мы по-прежнему злимся на обидчика, и это  создает иллюзию восстановленной справедливости а-ля “этот человек был полный козел, но зато я его никогда не прощу, и вот только попадись он мне пьяный и связанный”…  Научиться избавляться от прошлых обид  нужно непременно, и не ради благополучия тех мудаков в прошлом, а ради собственного спокойствия в настоящем и будущем.
5. Вести здоровый образ жизни и минимум времени проводить на диване. Карьерные советы  и поздравления по поводу моей новой работы были  весьма кстати.  Почти все уже обо всем знали из Фэйсбука, и требовали подробностей. Собственно говоря, подробностей ожидали, хотя и не требовали, также  и деловые партнеры из Aegon, JP Morgan и TowersWatson,  для которых я была основным контактом в компании.  С TowersWatson мы провели накануне в пятницу пару часов  за  очень познавательным деловым обедом в Брюсселе, благо, мне было как раз по дороге из Люксембурга в Роттердам. А с JP Morgan мы обедали в прошлую среду. Всем им я постаралась посоветовать, на что обращать внимание в дальнейшем сотрудничестве с Арселором, к кому обращаться,  и к каким проектам, возможно, стоит быть готовыми.  За этот год я столькому  научилась  у всех наших партнеров – даже не передать.  С одной стороны,  я сама проявляла инициативу, задавала вопросы, просила о встречах, ездила на их семинары.  С другой стороны, они-то думали, что инвестируют свое время и знания в построение связей с крупным и важным клиентом,  а я вот взяла и ушла,  и теперь им нужно заново начинать client relations. Мне очень хочется сохранить эти деловые контакты в будущем, надеюсь, что наши последние встречи обеспечили для этого  необходимую базу.

Европейский кризис уже всем надоел порядком, поэтому передавать наши дискуссии по этому поводу я тут не буду.   Следующая неделя – последняя !!!! на старой работе, поэтому мне предстоит-таки завершить организацию wine tasting для коллег, а также купить себе  новый весенний гардероб, чтобы отпраздновать sing on bonus.

Advertisements
This entry was posted in по-русски and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s