Разбор полетов. Мария.

Первое письмо от Марии:

Cитуация такая – мне 29 лет, в августе переехали с мужем в США, у него контракт на несколько лет с возможностью продления плюс у него грант на проведение собственных исследований. Мне пришлось оставить работу в Украине. Общий трудовой стаж 10 лет, из них 7 – в банковской сфере, последние 4 года работала в представительстве одного европейского банка в Украине). Начинала с регуляторной отчетности (для Национального Банка), через год перешла в отдел международной отчетности и бюджетирования – занималась составлением отчетов по IFRS для Head Office, планированием бюджета Банка, участвовала в подготовке годовых отчетов с примечаниями с командой внешних аудиторов.
Что касается образования –национальный экономический университет (специалист), тренинги от BIG4 и неудачный экзамен DipIFR (39%, а проходящий проценто-балл 51%).
Несколько месяцев мне пришлось ждать разрешения на работу (благо виза позволяет), и вот уже 2 месяца безуспешно ищу работу. Некоторый работодатели (как правило небольшие компании) пишут что я overqualified, от некоторых вообще не было ответа (FedEx, например).
Сейчас немного в растерянности – продолжать рассылать резюме или сосредоточится на получении допобразования. С допобразованием тоже не могу определится, есть несколько курсов:
Chartered Financial Analyst (CFA)
Chartered Institute of Management Accountants (CIMA)
Или же брать chartered accountant course
В банковской системе шансов найти работу у меня нет – мой предыдущий опыт работы тут, как оказалось, не котируется. Да и откровенно говоря в компаниях, разнообразие операций больше.

Мои вопросы к Марии и ее ответы:

Как у вас с английским? На каком языке вы раньше работали?

Уровень ближе к Advanced, но есть куда стремиться, что касается рабочего языка, то на английском переписка велась только с Head Office и несколькими руководителями департаментов в представительстве. Сейчас готовлюсь сдавать TOEFL – если уж совсем ничего не получится буду рассматривать вариант с колледжем.

Почему, как вам кажется, вы не сдали экзамен? Какие вопросы поставили в тупик?

Не сдала экзамен потому как не хватило времени – закончила только 3 из 4 обязательных вопросов. А если совсем честно ответить, то немного переоценила себя и не совсем добросовестно подошла к вопросу подготовки (о чем уже пожалела раз 10), в тот момент мысль была – ну не сдам сейчас (февраль), пересдам в июне. А так мои слабые места это программы пенсионного обеспечения., договоры на строительство и вознаграждения работникам – до конца не разобрала теорию, но ее и применять негде было –в банке нет операций к которым можно применять эти стандарты.

Что именно вы делали на предыдущей работе в отделе IFRS? Например, был ли у вас опыт самостоятельной бухгалтерской интерпретации деривативных сделок или хеджирования или страховых контрактов?

На предыдущем месте работы в банке был минимум операций (европейский менеджмент называл наше представительство «мусорным», нам передавались только самые плохие кредиты, финансовый результат уходил далеко в минус). Консолидация отчетности , трансформация с НСБО в МСФО, примечания к отчетности, годовые отчеты. Но, самостоятельных операций/проводок я не совершала, не принимала решений соответственно, только отражала в отчетности проведенные операции. А еще баланс банка, экономические нормативы, полный спектр дневной, месячной, квартальной, полугодовой и годовой отчетности.
Опыта бухгалтерской интерпритации нет, к сожалению.

Почему вы решили, что ваш банковский опыт не котируется?

После получения разрешения на работу я честно рассылала резюме на все открытые позиции в банки, но ни одного ответа так и не получила (хотя сроки рассмотрения на позиции давно прошли). Также у меня было телефонное интервью с компанией FedEx, и в ответ на мой рассказ об опыте работы в европейском филиале банка HR хмыкнул и сказал что опыт работы в Украине это совсем не то что опыт работы в США.

Что именно вас привлекает в финансах или в отчетности или в чем-то еще и чем бы вы хотели заниматься в идеале?

Всегда интересовал аудит, налоговый учет, риск менеджмент. Хочется не просто отображать в отчетности проведенные операции и работать с уже готовыми решениями, а принимать их, брать на себя ответственность. На протяжении всего сотрудничества с банком были попытки перейти в департамент рисков, но от руководства банка слышала только один ответ – нам некем заменить тебя при переходе в другой департамент. И все мое «сотрудничество» с департаментом рисков сводилось анализу кредитного портфеля, расчету резервов и соответственно отчетности по нему.

На какие именно позиции вы подавали заявки, с которых вам ответили , что вы overqualified?

Такой ответ получала от HR на позиции Billing Clerk, Accounts Receivable Clerk, Accounts Payable Specialist и все в таком ключе. Заявки на такие позиции подавала потому что сидеть без работы не могу и была решительно настроена браться за любую.

Нравится ли вам учиться, ходить на лекции, задавать вопросы в классе или вы предпочитаете быстро все выучить самой, сдать экзамен и получить корочку?

Отвечу так – если времени до экзамена много, то конечно для меня предпочтительней заниматься в аудитории с преподавателями и группой, основательно прорабатывать материал и задавать обстоятельные вопросы – как было на курсах при подготовке к экзамену DipIFR, но вместе с тем я могу спокойно организовать свое время и готовиться дома сама, но это если сама себя хорошо промотивирую. Учить, сдавать и забывать не люблю, так как предпочитаю использовать знания на практике. В некотором роде даже считаю ВУЗовскую систему не совсем приспособленной к реалиям – мне не пригодились 70% предметов, которые так старательно заучивались и сдавались.

Яна, спасибо Вам за вопросы – пока писала то поняла как ничтожно мало я знаю, есть над чем работать, теперь бы определиться в какую сторону двигаться.

——-

Вот что я думаю по этому поводу.

Мне кажется, Мария совершила несколько ошибок из-за незнания структуры западного предприятия и неправильной интерпретации того, кто и чем занимается в финансах. Billing Clerk, Accounts Receivable Clerk, Accounts Payable Specialist – все это позиции  для малоквалифицированного персонала, совершенно точно без высшего образования. Большие фирмы вообще такие функции переводят в Индию или Коста-Рику. Машина специальность называется junior analyst, financial analyst,  controlling department analyst, accounting analyst, junior financial reporting specialist.  Словом, любая экономическая работа со словом analyst, financial accountant  и им подобным. Кроме того, я подозреваю, что Машино резюме страдает типичными  недостатками человека, который специально не учился составлять резюме. И последнее, знаний действительно не хватает.

Из плюсов: у Маши уже есть неплохой уровень английского языка, и запросы ее адекватны, то есть она амбициозна лишь в меру,  и умеет правильно сопоставить уровень своих  ожиданий с реальностью.

Итак,  совет первый (исходя из того, что у Маши впереди несколько лет в США) – совершенствовать язык через получение специальности. СРА или CIMA.  Лучше СРА – он по специальности и наиболее универсален.  Он пригодиться в любой стране, где бы вы дальше ни оказались. И учиться на совесть, а не как в прошлый раз. Желательно, на курсах, где можно общаться и задавать вопросы преподавателям. На этих же курсах активно знакомиться с себе подобными, заниматься нетворкингом, расспрашивать сокурсников о том, где и как они работали, как лучше искать работу, что спрашивают на интервью… Любыми способами расширять профессиональные контакты в  своей области, и, по-возможности, ограничить русское общение. На первых этапах после переезда русское общение – это почти всегда минус, так как  снижает необходимость искать новые контакты и пинать себя под пятую точку. Особого смысла в TOEFL не вижу.

Научиться правильно составлять резюме. Это можно сделать самомтоятельно: изучите вдоль и поперек блог Evil HR Lady,  это самый умный из всех блогов для  тех, кто ищет работу  и находится на карьерном перепутье. Там есть прекрасный поиск по сайту, архив ссылок и много примеров на то, как надо.

90% резюме, которые я сейчас получаю, от довольно высокопоставленных людей, кстати, структурированы на редкость бестолково. И только моя природная доброта не позволяет мне выкинуть их в помойку, надеясь, что за этим словесным беспорядком может-таки скрываться толковый работник.  У  Маши не так много, чем похвастаться, поэтому структура и четкость в том, что она знает и умеет, должны быть безупречны. Можно почитать соответствующую главу в моей книжке, а можно изучить бесплатные ресурсы интернета.

Для совершенствования языка и  для развития коммуникативных навыков (что совсем не равно лингвистическим познаниям), я бы посоветовала Маше записаться на какие-нибудь курсы или завести хобби, где можно и нужно много разговаривать с другими, выступать, спорить.  Может, это будет благотворительная организация или родительский совет или что угодно. Контакты, контакты, контакты… Ключ к развитию уверенности в себе и  пониманию местных реалий.

Кроме того, настоятельно рекомендую ходить на все ярмарки выпускников или ярмарки вакансий в вашем районе, а также раздобыть информацию о структуре финансовых отделов в разных предприятиях. Я говорю об оргчате – CFO и все отделы кто под ним. Именно так вы поймете, куда именно вам стоит подавать заявки и куда нет. При прочих равных условиях держитесь подальше от любых структур, в названии которых есть  слова shared services.

Пока, пару месяцев, с резюме можно подождать, потому что составлять резюме вы  не умеете, и искать позиции, куда посылать, тоже не умеете. После того, как  вы научитель составлять резюме, запишитесь на курсы СРА (или что выберете) и пообщаетесь с одногруппниками, вот тогда можно снова начать рассылку. Не обязательно ждать получения сертификата, нужно, чтобы в голове была полная ясность, какие именно работы есть для вас, как они называются, что там нужно знать и делать.

И потом, уже в  подновленном резюме, будете указывать, например, что вы делали и владеете в совершенстве:

intercompany accounting,  reconciliation of intercompany differences,

–  deferred tax accounting, justification  for deferred tax assets, related disclosures,

–  hedge accounting and hedge documentation for all hedge types,

–  reconciliation of  monthly OCI statements,

– disclosure and reporting of commitments and contingencies

 и так по каждому стандарту. Иметь наготове несколько примеров сложных бухгалтерских случаев и какие аргументы были использованы, чтобы их разрешить.

Я думаю, когда этот план будет выполнен, Машу очень быстро возьмут в один из филиалов Европейских компаний или даже в одну из четверок, потому что там нужно знать и IFRS  и US GAAP.

Advertisements
This entry was posted in по-русски and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s