Разбор полетов. Наташа.

Яна, добрый день. Я давно читаю Ваш блог, читала Вашу книгу и мне очень нравится Ваша рубрика «Разбор полетов», потому что советы Вы даете очень четкие и логичные. Я сейчас нахожусь в неком тупике и буду очень рада Вашему совету. Возможно, я написала очень длинно, но надеюсь, что это Вам поможет лучше понять мою ситуацию.
Меня зовут  Наташа, я родилась в Якутии, живу в Финляндии (Эспоо) почти 5 лет, мне 29 лет. Я закончила Якутский Государственный Университет по специальности Прикладная Математика, на 5 курсе получила грант и поехала по обмену в Финляндию (Оулу) на один семестр. Сразу после окончания университета собрала чемодан и уехала в Петербург. Изначально ехала, чтоб пойти учиться на конструктора одежды, так как это была моя мечта. Пойти учиться в «тряпку» не получилось, выходило слишком дорого. Пошла учиться в техникум моды и дизайна на дневное отеделение. Работала по ночам в телефонной компании, чтоб как–то прожить, очень уж хотелось учиться (шью я лет с 13ти и очень это дело люблю). К сожалению, через несколько месяцев я поняла, что долго так не выдержу, перевелась на вечернее отделение и довольно быстро нашла работу в хостинговой компании. Проработав полгода в отделе по работе с клиентами, перешла в другой отдел и стала заниматься поисковой оптимизацией. Это получалось у меня хорошо, во–первых, я знаю программирование, во–вторых, алгоритмы очень люблю. В общем мне понравилось и я поняла, что не шитьем единым могу жить. Из техникума ушла, проучившись год (во время учебной практики поработала в ателье и поняла, что денег там много не заработаешь, плюс качество обучения на вечернем отделении было намного хуже). В общем, начав с оптимизации, плавно перешла в Интернет рекламу и сменила место работы. Через год мне предложили хорошую зарплату в Москве (но на стороне клиента, не в агенстве) и я переехала. Компания, где я работала в Москве, была своего рода стартапом – мобильный сервис медицинской тематики, инвестором проекта было частное лицо. К сожалению, окупить инвестиции в короткие сроки не получилось (если честно, изначально бизнес–план весьма хромой, об этом я узнала, разумеется, когда уже работала), и инвестор решил заморозить проект, оставив, таким образом, наш коллектив 15 человек без работы в конце декабря. На новый год у меня была запланирована поездка в Финляндию к своим друзьям и я в срочном порядке обновила резюме на английском и всех знакомых финнов в профессиональной сфере, стала расспрашивать. Тут наверно стоит отметить, что финский я начала учить еще в Питере и зарегирстрировалась на финском форуме по оптимизации, таким образом, войдя в круг финских сеошников. Мы переписывались и общались на околопрофессиональные темы (ну и я аккуратно всегда интересовалась возможностью работы). И бинго! У меня получилось совместить поездку с интервью и меня взяли. В небольшую компанию, офисы которой были в Эспоо и  в Азии, у них были на меня планы на будущее в разработах алгоритмов для систем веб мониторнига, а пока я могла заниматься оптимизацией и Интернет рекламой в Финляндии. Таким образом я переехала в Хельсинки, о чем я очень мечтала. Кроме того, что мне нравится Финляндия и мне хотелось здесь жить, я очень хотела получить степень мастера в Европе. Финляндия подходила по всем параметрам. Все получилось, в 2012 я получила Master
ofEngineering в университете прикладных наук в Хельсинки.

Последние 3 года я работаю в компании, которая является частью большой европейской группы. Занимаюсь в основном русскоязычными проектами и отвечаю за сегмент Россия и страны Балтики. Обязанности у меня разнообразные, как непосредственно ведение контекстной рекламы, так и оптимизация, консультации и тренинги по аналитике и социальным медиа. В двух словах, я знаю почти все, что касается webpresence. Работаю я по–английски, знания финского языка пока для работы не хватает.
Проблема моя на сегодняшний момент в том, что я не вижу роста в данной компании. Ни карьерного, ни в плане знаний. С начала работы здесь я много узнала в плане аналитики, сейчас бы по хорошему сконцентироравться на социальных медиа, но даже мотивация к новым знаниям пропала. Проще говоря, мне надоело. Кроме того, сейчас в компании не лучшие времена и самые лучшие работники начали по–тихоньку уходить. Идти работать к конкурентам я не хочу, потому что кроме смены обстановки, мне это ничего не принесет. Ни в денежном плане, ни в плане развития. Я все–таки нашу компанию по сравнению с конкурентами, считаю лучшей. Я хочу работать на стороне клиента, in
house, но понятия не имею в какого рода компанию подавать резюме. Хотелось бы интересную для меня сферу, я занимаюсь всякого рода рукоделием, от шитья до росписи по посуде, увлекаюсь дизайном. Но в то же время в IT компании мне тоже будет интересно работать плюс у меня техническое образование. Либо другая область, типа медицины, либо что–то совершенно новое.
Я было начала рассылать резюме на всемозможные подходящие вакансии, но немного стормозила, надо было начинать с ранней осени. Дотянула, а сейчас момент для смены работы не очень подходящий. В феврале истекает разрешение на работу и необходимо будет продлить, что лучше сделать именно в этой компании, где работаю сейчас. Кроме того, я подала документы на гражданство и примерно летом у меня должен быть паспорт, а при подаче документов я, разумеется, указала текущее место работы (а они звонят и уточняют). Но на самом деле, это скорее всего мои отмазки, так как и визу и гражданство я могу получить как жена финского гражданина, разве что это может занять больше времени. То есть на данный момент я просто работаю без инициативы, жду документы, но эта неопределенность и отсутсвие какой–либо мотивации, а больше всего мое бездействие, меня очень напрягают. Ваш пример, описанный в книге, что вы решили и ребенка родить и MBA
получить, ничего не откладывая, очень вдохновляет. Мне надо решиться, но не знаю как подступиться!

Вопросы и ответы
Какая часть вашей работы вам до сих пор нравится, а что начинает тихо бесить? Какие у вас отношения с коллегами и начальниками, бывали ли конфликты? Есть ли у вас опыт руководства людьми?

Начинают бесить, вернее уже давно бесят, именно сами проекты/услуги, которые мы им оказываем, они мне самой кажутся бесполезными в большинстве случаев. Разумеется, такое клиенту я не могу сказать и стараюсь хоть какую-то выгоду для клиента (особенно если он мне нравится) извлечь из их рекламного бюджета, но чем дальше, тем мне обиднее за них. Поэтому мне больше нравятся консультации/аудиты – когда у клиента есть определенная потребность, а у меня есть знания, и эти знания я могу до клиента донести, что поможет им в их дальнейшей работе. По крайней мере в таких проектах не приходится лукавить, все честно.
С коллегами отношения дружеские и доверительные. С руководством тоже. Были конфликты одно время с сотрудником, но с ним у всех были конфликты и все его тихо ненавидели. Именно из-за него у меня случился конфликт с директором, когда я не сдержалась, тогда мне приписали «русскую манеру» поведения. Опыт руководства людьми есть, в Москве в том стартапе меня назначили исполнительным директором. Но так получилось, что я была младше своих подчиненных, все они были медиками (а я всегда общалась с технарями), и с некоторыми были конфликты. В Петербурге я одно время замещала руководителя во время ее отпуска, и поступил отзыв, что «она все хорошо делает, но очень эмоциональна». В общем я могу вспылить и разозлиться, если что-то идет не так, а если у меня есть ответственность и определенный показатель, то я стараюсь по максимуму, и того же ожидаю от других, что не всегда происходит. Возможно, я слишком требовательна. Но не только к людям, к себе тоже.
А в Финляндии, как вы знаете, люди ведут себя мягко. Сейчас у меня в подчинении помощник (русский очень молодой человек) – в человеческом плане все отлично, но в плане работы очень сложно. Проще говоря, у меня есть проблема делегирования, мне проще сделать самой, по крайней мере я уверена в качестве. Так мне спокойнее.

Почему вы считаете что на нынешнем месте вам некуда расти? Каково экономическое положение фирмы? Почему вы считаете ее лучше, чем конкуренты?  Извините, не могу не спросить, посылали ли вы резюме в Google, Yahoo, Facebook и иже с ними? Были ли там интервью? Есть ли у вас там знакомые?

Некуда расти в нынешней компании, потому что следующая ступень только ProductionDirector, но я не подхожу, элементарно из-за того, что я иностранка. Даже не в языке дело, а просто компания сама по себе финская. Да и совсем не хочется, если честно. Почему мы лучше чем конкуренты – это чисто ИМХО, я просто знаю много кого в других компаниях, в нашей компании подход по крайней мере к работе более глобальный, что ли. Все остальные работают именно локально. Кроме того, у нас поддержка других стран и международные проекты мы ведем локально. Именно поэтому мне нравится компания. Если честно, если б я не была замужем, я бы обязательно попыталась попасть на ”обмен” в Париж или в Лондон, хотя бы на полгода, но для меня это теперь неактуально, у меня здесь семья.
Ни в Гугль, ни в Яху, ни в Фейсбук я не пробовала. Наверно это пошло еще с России, так как Яндекс, куда я в свое время хотела, принципиально не брал сеошников. Кроме того, я знаю, что в финский офис Гугла набирают менеджеров по работе с клиентами, а это – язык. Кроме того, наслышана я об их работе – не хочу. Про Яху и Фэйсбук пока не думала.

Каких знаний вам, по-вашему мнению, не хватает? Были ли у вас за последнее время какие-то книги нон-фикшн или биографии, от которых вы не могли оторваться? Что завело?  Что вам дает рукоделие и прочее творчество? Я спрашиваю скорее в контексте, развивает ли это вас или успокаивает и отвлекает?

В прошлом году я писала диплом по сравнению алгоритмов поисковых систем Яндекс и Гугл и кроме технической литературы много читала про истории их создания. Вот это было интересно! Особенно понравился InthePlex, про который я узнала в вашем блоге. После диплома, который нелегко дался, потому что я одновременно работала, а писала по ночам, меня кроме как на Кинселлу ни на что не хватало. Кроме того, сразу после я готовилась к сдаче финского языкового экзамена, так что опять, после этого, только Кинселла. Да и сейчас читаю ее книгу, правда по-фински, чтоб подучить одновременно и язык.  Так что, к сожалению, сейчас в этом плане пробел. А рукоделие и прочее творчество меня успокаивает. Я изучаю разные техники, берусь за сложные проекты и постоянно учусь новому, но плане мозговой деятельности – это именно отдых и удовольствие, потому что я полностью отключаюсь и про все на свете забываю.

Думали ли вы о том, чтобы подучиться и стать независимым консультантам, оказывая услуги, например, по интернет-маркетингу, небольшим фирмам? Нравится ли вам работать в большой структуре с именем или это не так уж важно?
Что вы думаете об МВА?  Чего вы боитесь, не в плане пауков, а в плане, например, потерять друзей или остаться без денег или стать поводом для насмешек или не выполнить обещание.

Да, думала стать независимым консультантом, открыть свою фирму, но не решилась. На тот момент мне важно было получить диплом мастера, который привязан к фирме, где я работаю. Кроме того, мне важно знать, что у семьи есть гарантированный стабильный доход, так как мой муж предприниматель и его доход не стабильный, так что гарантии нет. Иначе говоря, риск слишком большой. Так что на ваш вопрос чего я боюсь, это скорее всего остаться без дохода и нечем будет платить по счетам. Все остальное я пережила, обещания выполнила (маме обещала получить диплом и получила). Остальное не страшно, главное, чтоб в семье все было хорошо.  По поводу MBA не думала пока, если задумаюсь, то мне важно понимать чем именно это мне поможет и как я смогу применить полученные знания. На данный момент я этого не вижу. Я никогда не работала в большой структуре и в компании с именем. Не факт, что понравится, но там принцип работы другой и очень хочу попробовать.

—————————

В очередной раз хочется сказать wow!!! Вот бывают же такие женщины!  Меня просто ну распирает от гордости за «наших» в таких случаях. Это ж надо – чтобы столько талантов, и упорство, и воля, и самоирония, все на месте.

Я, честно говоря, думаю, что за Наташино резюме будет схватка ни на жизнь, а на смерть. Я не очень хорошо ориентируюсь в  ИТ-индустрии, то так подозреваю, что работа там есть. Один Амазон набирает такого рода специалистов крупным оптом,  уверена, как и все наши конкуренты.

Я думаю, Наташе нужно  начать ходить на интервью. Не с целью уйти немедленно, а с целью изучения рынка. Ходить нужно уверенно и задавать ОЧЕНЬ МНОГО вопросов: какие проекты, какая организация работы, каково распределение полномочий команды,  есть ли такие проекты, от которых  можно отказаться, каковы цели на следующий год и пять лет. То есть ходить на интервью не столько как проситель, сколько как покупатель. Разговор строить так: я вообще-то всем довольна и очень горжусь своей компанией, но хотеля бы изучить тенденции, давайте вы мне расскажете, что у вас есть, я вам раскажу, что я умею, и потом посмотрим.  Без спешки. Резюме посылать без предрассудков (ой, меня не возьмут или ой, я слышала про них плохую сплетню, ой, я этим не занималась…) А отнестись к этому, как к  исследовательскому проекту на тему «какая работа и почем сейчас есть в Финляндии в этом секторе». Если бы в таком исследовании человек игнорировал бы Гугль, то исследование было бы неполным, а исследователь бы сделал  недобросовествую работу. Поэтому  Гугль не вычеркиваем. Как будто бы для статьи в журнале, а не для себя. Составить матрицу плюсов и минусов и всяких дополнительных критериев. Первое же предложение не принимать – сравнить и подумать. Наташа – человек обстоятельный, поэтому когда у нее будут все данные, решение появится само собой.  Лучших стартовых условий для поиска работы придумать просто невозможно. И финский. Я сама в свое время жила по принципу «я такой супер-классный специалист, найду работу и без хорошего знания финского».  В Наташином случае это не правильно. Если она хочет приносить пользу клиентам, то над финским надо поработать. Я подозреваю, что  уже есть хороший уровень, надо немного «дожать». Можно  параллельно с походами по интеврью. А больше ей советов и не надо, я подозреваю, что через полгодика у нее у же будет новая работа.

И еще важное замечание. Мне понравилось, как Наташа четко ответила, что нет смысла идти на МВА, пока не определишься, зачем тебе это надо. Супер-ответ! Пока не исчерпаны возможности предыдущего образования, нет смысла начинать следующее.

This entry was posted in по-русски and tagged , , . Bookmark the permalink.

2 Responses to Разбор полетов. Наташа.

  1. Anna says:

    Яна, здравствуйте. Я та самая Наташа, о которой идет речь. Я просто хотела еще раз вас поблагодарить и рассказать новости (хотела написать чем дело закончилось, но на самом деле это только начало).
    Совсем скоро после нашей с вами переписки (дело было в январе 2013), я получила один оффер, думала было согласиться, но узнала прекрасную новость, что я беременна 🙂
    Сейчас дочке год и 2 мес и с января месяца я планировала выйти на работу. На старую, если не получится найти другую. Я искала работу с сентября. Отправляла резюме на открытые вакансии, которые мне подходят, отправляла множество open applications в компании, где хотела бы работать, еще по максимуму использовала связи и в конце концов совсем “обнаглела”, писала inmail в linkedin директорам компаний и агенств, которые работают в той или иной интересной мне компании и спрашивала совета следует ли мне на их взгляд отправить им резюме. В общем поиск был довольно долгим и это того стоило. Потому что с января, когда дочка пойдет в садик, я буду работать веб-аналитиком в Microsoft Mobile!

Leave a Reply

