Коллекции

Прочитала интересную статью в Time –  о тенденциях в коллекционировании марок. Оказывается, лет 50 назад в США коллекционирование марок  было очень популярно,  почти каждый дедушка считал своим долгом передать внуку  альбомы с марками. А сейчас марки никому не нужны, музеи марок стоят пустыми, общества коллекционеров редеют с каждым годом. Между 1990-ми и 2000 годами китайские коллекционеры скупили множество американских марок из частных коллекций, а сейчас наибольший интерес к маркам проявляют бразильцы и индусы. Интересно, да? Мне кажется, что это как-то связано с централизацией образования и общей пропаганды в стране. Как будто собирание марок – это такой этап, соответствующий некоему  уровню доходов и образования, когда еще нет ни денег, ни знаний, чтобы собирать редкие автомобили или предметы искуссства, но уже достаточно денег, чтобы появилось желание как-то выделиться.   Мне кажется, в СССР было то же самое. Собирать марки считалось занятием для “умных”, потому что марки были посвящены, например, историческим датам или юбилеям или спортивным соревнованиям или городам или столетиям каких-то ученых.   Вряд ли кто-то вокруг меня в то время серьезно рассматривал идею собирать марки, чтобы они выросли в цене. Коллекционирование  имело скорее сентиментальную подоплеку и заменяло хобби –  самовыражение, поиск индивидуальности, возможность похвастаться, способ разбить лед с малознакомыми гостями…  Почти все дети что-то собирали: открытки, фантики от конфет, значки, пластинки. У меня было в детстве несколько альбомов с марками, по большей части  подаренными, так как карманных денег у меня никогда не было, да и вряд ли я бы стала тратить их на марки, но во время одного из переездов, не помню даже какого, но точно до Финляндии, я  все эти альбомы то ли выкинула, то ли кому-то отдала. И ни разу не пожалела. Марки – это было совсем не мое, хотя интуитивно я понимала, что иметь коллекцию марок даже в то время было признаком определенного интеллекта.

И с тех пор я практически не встречала людей, которые что-то собирают. Наверное, потому что меня почти всегда окружали молодые профессионалы и корпоративные карьеристы, которым просто не до этого. Не уверена, можно ли считать большую библиотеку с книгами коллекцией. Пожалуй нет –  это ведь  просто отражает привычку читать, да и бумажные книги так или иначе уходят в прошлое. За последний год я думаю, что купила около 100 электронных книг и от силы 10-15  бумажных. Из бумажных, насколько сейчас помню – 4 книги по искусству, несколько детских и еще парочку в аэропортах… Что же касается туфельной коллекции – и тут осечка, рядеют наши ряды. Я распродала  кучу забытых, хотя и интересных туфель, просто потому что их не носила последние годы.

Еще у меня есть несколько статуэток на камине, сувениры из поездок. Но вряд ли это можно считать коллекцией. А что тогда коллекция? Ведь это должен быть какой-то pattern? Сентиметальная привязанность? Или все  же ожидание роста цены? Из серьезного коллекционирования я, пожалуй, могу выделить коллекции искусства и часов. Коллекции посуды вызывают у меня иронию, потому что чаще всего я вообще не обращаю внимания на посуду. Собирать украшения – в моем случае это плодить  невостребованность, потому что я их практически не ношу. 5 сумок Mulberry –   вряд ли коллекция, просто бренд нравится и ко всему подходит. Особенно к тренчам, курткам,  пальто и пуховику Burberry.  Совсем недавно искренне собиралась купить пуховик Moncler, ну или любой другой, чтобы не быть похожей на японских туристов в очереди за клеточкой – и не удалось. Просто Burberry мне подходит,  и нечего голову ломать над выбором. Но это никак не коллекция. Через пару лет этот пуховик мне надоест и я его продам в полцены на ЕВАУ, а не через 50 лет втридорога. Еще можно вспомнить елочные игрушки, которые я покупала по всему миру, просто на память.

Не то, чтобы мне самой хотелось иметь большую коллекцию,  но, скорее всего, я в будущем куплю несколько картин или  других “образцов” (не знаю как правильно назвать микс из статуэток, скульптур, светильников и всего остального возможного, что сейчас принято  объединять в одно “произведение”) для завершения домашнего интерьера или для оформления офиса, например. Не для того, чтобы эти экспонаты выросли в цене,  а чтобы они поднимали мне настроение, создавали атмосферу и настраивали на нужный лад. А может, коллекционирование как класс уходит в прошлое, потому что в каком-то смысле оно отражает ограниченность,  желание  что-то заморозить, увековечить, остановить во времени. Какой смысл собирать открытки или марки или пластинки, когда любую картинку или видео можно найти в интернете?

Вы что-то коллекционируете? Или собираетесь? Или, может, у вас есть знакомые  с интересными коллекциями? И что, по-вашему, в наше время означает коллекционирование?

This entry was posted in по-русски and tagged . Bookmark the permalink.

2 Responses to Коллекции

  1. Anonymous says:

    Мой муж собирает пробки, металлические, от пива или напитков…… Специальные доски для них делает…..)))))) ну чем бы дитё не тешилось)))))??

    • Yana says:

      Мой муж собирает макулатуру (но не признается, говорит, что это архив документов)

Leave a Reply

