Инна Кузнецова “Месяц в небе”

Иннина книга (я купила на Амазоне Киндл-версию Reaching for the moon и проглотила за вчерашний вечер и сегодняшний обед) подкупила меня прежде всего четкой структурой. Мне кажется, почти каждый работающий в большой компании профессионал задает себе с завидной регулярностью подобные вопросы:

– Зачем мне надо идти дальше? Почему я не могу успокоиться, как многие другие? Почему мне всегда мало?

– Кто пробивается наверх? Достаточно ли у меня навыков? Кто мне может помочь?

– Как быть большим начальником, к чему готовиться?

В книге три большие главы, каждая из которых методично подводит промежуточный итог и готовит почву для новых размышлений.

Первая глава, как мне показалась, наиболее эмоциональна. Она о том, почему одни люди останавливаются на достигнутом, а другим мало. Инна честно представляет «за» и «против» карьерного продвижения. Я по себе знаю, что желание брать на себя новые обязанности, учиться или пробовать что-то новенькое на работе часто встречает недоумение знакомых. Для них это пропущенные вечеринки, отказы поучаствовать в родительских собраниях или соседских пикниках. Помимо всего прочего, женская карьера часто ассоциируется с репутацией холодной стервы, неблагодарной жены и обделенных вниманием детей. Инна показывает, почему это всего лишь стереотипы и на самом деле нет никаких жертв, а есть просто отметание не очень важного балласта. Под многими выводами я могла бы подписаться, не глядя, но один из них стал для меня большим откровением. «Если стоит вопрос, зачем тебе это надо, то вероятно, не очень-то и надо». Для меня это означало, что каждый профессионал с амбициями проходит через такие зоны роста и кризиса, когда многое уже достигнуто, когда все твое окружение рассчитывает, что ты, наконец, успокоишься и будешь просто работать в своей зоне комфорта. А ты не можешь. Через полтора-два года тебе становится скучно и тесно, хотя все идет хорошо и все довольны. Иногда ты даже начинаешь винить себя в том, что вынужден нарушить принятое состояние статус-кво, вынужден требовать новые проекты и брать на себя новые обязанности, потому что иначе не можешь. Это сложно, потому что окружающее большинство не любит перемены. Или любит, но не с такой скоростью. Поэтому пионеры чувствуют себя немного виноватыми за то, что раскачивают общую лодку. И это нормально.

Вторая глава книги посвящена тому, кого и как выбирают в начальники в больших корпорациях и как на это повлиять. Самый важный совет лично для меня – это хорошо представлять процесс отбора в своей организации: кто и как попадает в номинацию, кто участвует в совещаниях по кадровым вопросам и кто принимает решение. Большая часть этой главы рассказывает о том, как правильно строить нетворкинг в организации, как отчитываться о своих проектах, как искать менторов и спонсоров. Тут для меня лично было мало нового, но я с удовольствием прочитала эту главу, просто чтобы убедиться, что использую все перечисленные методы и возможности о себе заявить, естественно, в правильном контексте. Дело в том, что мои природные склонности – это брать на себя ответственность, рисковать и забегать вперед паровоза. Ответственность, способность перескакивать с одного предмета на другой и умение брать на себя риск – это важно для руководителя, но мне лично не надо этому учиться, наоборот, чтобы стать хорошим лидером, мне надо научиться слушать и формировать коалиции. Хотя я знаю много людей противоположного склада, для кого поиск консенсуса происходит легко и естественно, а вот принятие непопулярных решений дается сложнее. Инна очень правильно показывает, что лидерство состоит из множества сбалансированных качеств, одни нам даются от природы, зато другие приходится развивать, постоянно себя контролируя.

Третья глава отвечает на вопрос «как быть большим начальником» и самое главное в ней лично для меня – это ответ на вопрос, как продолжать развиваться, когда многие вокруг предполагают, что ты уже все знаешь и все умеешь. Я столкнулась с подобными вопросами, когда строила новую функцию, а мой начальник был слишком занят, чтобы поддерживать или учить меня ежедневно. Мне пришлось самой со всеми знакомиться, искать менторов, просить совета, ставить цели и оценивать скорость перемен. Очень интересно было почитать о типичных кризисах руководителей, и как с ними бороться. Я поняла, что на работе мне свойственен «кризис страсти», а в личной жизни – «кризис неравенства». Кризис страсти означает, что человек очень быстро перерастает новые обязанности, потому что то, что он делает на работе не всегда коррелирует с тем, к чему лежит душа. Например, у меня хорошо получается работа с цифрами, законами и управлением проектами. Я могу быстро освоить большое количество данных, выделить главное и найти проблему, а также предложить решение, которое не будет усложнено ненужными деталями. Меня за это ценят, потому что у меня это хорошо получается. Но эмоционально у меня есть потребность в творчестве, я люблю писать и обсуждать абстрактные идеи и их влияние на умы. Скорее всего, душа моя требует, чтобы я была журналисткой, но умом я понимаю, что журналистская работа не сделает меня счастливой, потому что для меня очень важны деньги, статус и принадлежность к большой организации. Поэтому будет прекрасно, если в моей «сухой» финансовой работе будет присутствовать некий креативный элемент, это продлит и усилит мою ежедневную мотивацию и сделает каждый рабочий день более приятным. Это мое личное решение для «кризиса страсти». Каждый из руководителей, чьи внутренние и внешние потребности отличаются, должен будет найти свой баланс.

Что же касается «кризиса неравенства», то по сути это кризис неуверенности в себе, свойственный человеку, который оказался в новой среде тех, кого раньше считал очень авторитетной группой. Так случилось, что я не испытываю подобного кризиса на работе, но испытываю его вне работы, например, когда вокруг меня люди говорят свободно на пяти языках, а я – только на трех, или когда прихожу в музей и не знаю имен художников. Я и раньше испытывала подобный дискомфорт, и даже винила советское прошлое, жалея себя и оправдываясь, что вот одним жизнь дала возможность родиться в такой среде, где иностранные языки и знание истории искусства дается с рождения. Как ни странно, кризис этот я преодолела интуитивно, и только теперь, в Инниной книге, прочитала «научную базу». В одной из командировок мы с коллегой проводили тренинг. Коллеге не понравился стиль моего выступления, и после презентации она обвинила меня в том, что я «…русская выскочка, парвеню, которая создает себе дешевую популярность, чтобы выдвинуться в компании, использующая нетворкинг, чтобы понравиться начальству, ничуть не лучше остальных русских дешевок…» Я тогда прежде всего обалдела, потому что такой прямой выпад на работе, без всякой предыстории и без предыдущего конфликта – большая редкость. Причем критика поступила как раз от коллеги, которой я, в общем и целом, восхищалась. Она выросла в семье дипломатов одной из восточно-европейских стран, не пропускала ни одной театральной премьеры, одно время работала в большом аукционном доме… То есть у нее по сути было все то, чего я считала, что мне в детстве «не додали». Я долго думала, что же делать, и решила ничего не делать. Каким-то причудливым образом этот конфликт преодолел мой страх того, что и как люди обо мне подумают. Я поняла, что все делаю правильно и что, на самом деле, знание языков или истории искусства не так высоко стоят в моей оценке людей. А еще через пару месяцев я купила несколько книг по искусству, которые изучаю в свободное время. И стала чувствовать себя гораздо лучше.

Я очень-очень рекомендую Иннину книгу, потом что почти наверняка вы найдете в ней что-то для себя лично. Книга тем и хороша, что она охватывает разные аспекты, что-то покажется совершенно очевидным и естественным,   что-то подтвердит интуитивные догадки, а что-то обязательно станет откровением.

This entry was posted in по-русски. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

