Corporate Confidential

Corporate Confidential – 50 секретов кадровой политики, которые ваша компания от вас скрывает.

Corporate Confidential: 50 Secrets Your Company Doesn’t Want You to Know – And What to Do About Them

Эта книга просто убивает своей прямотой и даже отчасти грубостью. Часто хочется воскликнуть, что нельзя так обощать, что  так бывает далеко не всегда и что эти советы пригодятся только совсем уж ленивым идиотам.  Поскольку я сама часто обобщаю и увеличиваю эффект ради красного словца, то можете себе представить, что  это за книжка. Я все-таки решила об этом написать, потому что эта книга о том, как, возможно, и не должно быть, но бывает.  Не везде и не все примеры в одном месте, но часто. И лучше об этом знать. Я выделю те примеры с секретами, которые мне показались наиболее актуальными.

Увольнение во время реструктуризации
Если вас когда-то уволили по сокращению или во время реструктуризации, объяснив, что в этом ничего личного и что вашей работой были довольны, просто время сложное (…) – вам сказали неправду. Вы совершили какую-ту другую ошибку, вами кто-то был недоволен, возможно, у вас была слишком высокая зарплата или вы не нравились начальнику.  Возможно, вы просто выглядели слишком подавленно и производили унылое впечатление своим нерадостным видом. Так или иначе – вас не считали звездой и хорошим работником,  а реструктуризация стала просто хорошим предлогом. Хороших работников не увольняют никогда,  для них всегда есть бюджет.  Это не означает, что нужно бежать подавать в суд. Это означает, что нужно проанализировать свое поведение и понять, что же вы делали не так.

Вам практически никогда не сообщат о ваших ошибках, но это не значит, что их не замечают.
Типичная ошибка, которую может совершить даже самый адекватный работник – это, например,  критика компании. Не обязательно большая и тяжелая критика, а даже такие достаточно незначительные наблюдения как «в нашей компании сложно получить повышение,   у нас предпочитают нанимать начальников со стороны» или «в нашей компании плохая столовая, на соседнем заводе есть  вегетарианские блюда и свежие соки».  Обо всех этих разговорах начальству ИЗВЕСТНО. Они не идиоты, они прислушиваются к чужим разговорам, проходя по коридору. И берут на карандаш.

Другой пример: начальнику могут пожаловаться на ваш стиль вести беседу или на то, что вы задержали проект, затребовав ненужные детали. Есть большая  вероятность, что начальник вам этого никогда не передаст. Это неправильно, но факт остается фактом – начальники имеют основания не передавать вам негативный фидбэк. Почему?
–  Начальники могут быть  неуверенными в себе менеджерами и им неловко сообщать неприятную информацию, они могут опасаться вашей реакции, опасаться, что вы начнете оправдываться.
– Иногда жалоба может быть слишком абстрактна, например, «Вася слишком долго говорит по телефону на иностранном языке» или «Маша много времени проводит у кофейного автомата». У начальника может не быть доказательств, что это поведение как-то влияет на вашу продуктивность, но тем не менее,  кому-то ваше поведение не понравилось, и начальник это запомнил.

Почему? Почему бы начальнику не сообщить вам о проблеме, которую вы бы легко и просто исправили? – Потому что начальнику выгодно держать вас в неведении. Он использует эту информацию, когда вы придете просить промоушен или повышение зарплаты, ему выгодно держать эти козыри в рукаве, если придет разнарядка сокращать отдел. Вот тут-то  он и огорошит вас критикой, которую вы совсем не ожидали.

Работники напрасно верят в корпоративные мифы и программы, анонсированные большим начальством.
Например, компания может публично объявить о том, что у нас отныне приветствуется work-life balance, все должны уходить вовремя и могут работать из дома. На самом деле, компания (и ваше начальство в частности) могут совершенно не верить в то, что это необходимо. Возможно, это просто праздничная риторика, чтобы поднять дух, усилить пиар или хорошо выглядеть  в каком-нибудь обзоре индустрии. На самом деле, ваше начальство вполне может по-прежнему ожидать, что вы будете сидеть ночами. Поэтому те, кто повелись на красивые разговоры в пользу бедных, совершают ошибку, выключая в 18-00 компьютер. Они потеряют очки и, возможно, все шансы на промоушен.

Классический пример громогласно объявленной политики партии, которая не приветствовалась начальством, показан в «Сексе в Большом городе», когда в компании у Миранды объявили casual Friday, но все партнеры по-прежнему пришли в костюмах.

В одной из моих бывших компаний как-то объявили обязательный фидбэк от подчиненных начальникам во время годовой дискуссии на одном из филиалов. Естественно, что мера эта не приветствовалась начальством, которое не считало, что простые работники могут им что-то там советовать. Поэтому те, кто последовали официальным лозунгам и сообщили начальству о своем недовольстве, совершили политическую ошибку. И почти наверняка, как-то поплатились.

Я согласна, все это гадко и несправедливо. Но так бывает. Я видела своими глазами.

Типичные ошибки

Нельзя практически ни при каких обстоятельствах сообщать на работе о своих проблемах со здоровьем и личной жизнью. Молодые мамы могут вскользь упомянуть, что не высыпаются, кто-то после операции может посетовать, что живот побаливает. Эти люди не имеют ввиду, что данные факторы мешают работе, возможно, наоборот, они гордятся тем, что несмотря на некоторое недомогание, они на работе и даже очень стараются. Но в ушах начальника эта информация выглядит как признак слабости, как признак того, что на вас нельзя положиться. Вы можете лишиться промоушена, потому что кому-то покажется, что вы не справитесь с нагрузкой. Поэтому никаких жалоб, стенаний и недомоганий на работе. Ибо никогда не знаешь, кто и как использует против вас эту информацию. (Из этого правила бывают исключения, я знаю. Но мы исходим из того, что большинство компаний и начальников далеки от идеала).

Нельзя  критиковать  свою компанию, ее стиль, ее цены, ее  столовую, ее новый продукт, ее способ оформлять командировочные отчеты или зарплаты начальства. Никак. Можно вносить конструктивные предложения, как что-то улучшить, если область критики вхводит в ваши должностные обязанности.  Если вы не отвечаете за выбор кофейных автоматах на вашем этаже или за  политику выдвижения кандидатов на повышения, лучше вообще не участвовать ни в каких неформальных разговорах на эту тему. Негативный имидж, даже если человек слывет очень умным и хорошим знатоком своего дела,  не коррелирует с успешностью, компаниям нужен позитивизм и вера в общее дело, потому что именно позитивизм и вера в общее дело часто приносят  успех. Скептики часто оказываются одиночками, даже если все, что они предрекали, сбывается. Потому что иррационально кажется, что скептик «накаркал» плохой результат, так как с самого начала не верил в успех. По этой же причине на работе не любят сплетников. Их часто окружают коллеги, чтобы послушать, но в начальники редко повышают. Поэтому лучше держаться от сплетников подальше, чтобы вас невзначай не сочли одним из них. Компаниям нужна преданность, нужна твердая уверенность, что вам можно доверять, что вы не подведете в трудный момент.  Лучше, когда эта преданность искренняя, а не показная. Дальше уж каждый сам решает – стоит ли притворяться ради того, чтобы произвести хорошее впечатление, или стоит искать другую компанию.  На работе нет демократии и нет свободы слова. На работе есть культ личности, и вы не сможете это изменить.  Deal with it. (И из этого правила есть исключения, но мало).

Advertisements
This entry was posted in books, career, по-русски and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s